Мукминат Расулова, филолог — психолог
Успехи ребенка в основном зависят от того, как Вы к ним относитесь! Очень важно уметь правильно хвалить ребенка, это залог успеха. Но как хвалить максимально эффективно? Давайте разберемся.
В этой статье Вы узнаете как зависит успех ребенка от Вашего внимания, почему стандартные фразы похвалы имеют низкий эффект, а также примеры похвалы.
Современные родители разделились на 2 лагеря в отношении этой темы. Первые утверждают, что хвалить вредно. Вторые — что необходимо. Но и те, и другие часто замечают, что ребёнок не верит в свои способности, не желает их развивать, часто поддаётся унынию.
В чём же дело? Родителям из второй группы вообще не позавидуешь. Они утверждают, что часто хвалят своего ребёнка. Но он как заколдованный. Вопрос достаточно серьёзный, и мы не можем относиться к этой теме легкомысленно. Самооценка наших детей слишком важна, чтобы мы могли положиться на волю случая или доверить это дело чужим людям!
Оказывается, есть большая разница между ПОХВАЛОЙ и «похвалой».
Для того, чтоб почувствовать разницу, придётся обратиться к собственным чувствам. Что ощущаем мы, взрослые, когда нас хвалят? Спектр мыслей и чувств довольно широк.
- Что ему от меня надо?
- Он меня плохо знает, раз хвалит. В этой области я профан.
- У меня больше никогда не получится. Это случайный результат.
- Очень скоро он будет разочарован. Я опозорюсь.
- Это шутка или ирония?
И еще целый вагон с тележкой удивительно непредсказуемых мыслей с грохотом проносится в наших головах. Но мы, взрослые, почему-то считаем, что у детей должна быть только одна реакция на наше «Молодец! Умница! Прекрасно!» Не настолько уж они глупы, наши дети! И чувствуют кожей наше желание отмахнуться односложной скучной «похвалой» (отстань уже) или грубую манипуляцию (ну выдай же быстрей результат!). В таких случаях мы видим на лице ребёнка недоверие, растерянность или даже откровенный протест. Но осознать эту реакцию ребенка у нас просто нет времени. Скорее мы смутно ощущаем, что что-то пошло не так. Вроде похвалили (галочку себе поставили), а эффект нулевой. Или того хуже — обратный.
Что же делать?
Ответ простой. Учиться. Учиться быть внимательным, наблюдательным и чутким взрослым. И в помощь нам простая инструкция.
- Взрослый с уважением описывает, что он видит или чувствует.
- Ребенок, услышав описание, способен сам себя похвалить
Как это действует?
Приведу пример. Моя восьмилетняя дочь выступала на концерте с одноклассницей. Вдвоём они исполнили песню о зиме. Мне не удалось приехать на выступление, и я смотрела запись. Вечером я говорю ей, что видела запись, и мне очень понравилось выступление. Она смотрит на меня недоверчиво. Сопит, сдвинув бровки. Затем вопрос: «Тебе правда понравилось?» Я увидела, насколько важна и болезненна эта тема для малышки. И мои восторженные оценки «замечательно, прекрасно » её не убедят. Началось моё обучение: необходимо было отказаться от общих оценочных фраз. Проявить уважение, внимательность и конкретность. Я обняла её и через несколько секунд многозначительной тишины спокойно произнесла: «В вашем хоре я различила твой голос. Он был звонкий и чистый. Когда я его слушала, у меня поднялось настроение. Твой голос подарил мне радость и ощущение волшебства.»
Она посмотрела на меня счастливыми глазами и прижалась еще ближе. Теперь в её лице не было и следа того недоверия и протеста.
А главное — она стала сама считать себя способной певицей!
Каждый день в семье дарит нам, взрослым, возможность стать ближе к своим детям, наблюдать за их взрослением и помогать им в этом. А еще — создать самих себя как Родителей. Не упустите этот шанс. Он даётся не всем.