5 простых способов научиться работать с текстом.
Если ребенок бодро складывает буквы в слова и бегло читает, мы думаем, что все замечательно. Но понимает ли он при этом, о чем говорится в тексте? Практика показывает, что далеко не всегда. Более того, проблемы с пониманием есть не только у младших школьников, но даже у студентов. Увы, это не так заметно, как очевидные трудности с чтением (когда ребенок путает буквы или не может составить из них слово), но доставляют немало сложностей. Например, дети не понимают, о чем говорится на уроках, неправильно интерпретируют условия задачи и так далее. Хорошие новости в том, что это можно побороть!
Репетитор, подготовка к школе
— Развивать понимание устной речи.
Именно по этой причине возникает большинство проблем с чтением. Если ребенок улавливает смысл того, что ему говорят, не полностью, то и напечатанный текст он не будет усваивать в должной мере. Что делать? Больше разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы, чтобы удостовериться, что он понял все, объяснять непонятные вещи.
— Увеличивать словарный запас.
Сложно понимать текст, если кучу слов ребенок видит впервые или они встречаются настолько редко, что он забыл значение. Что делать? Больше читать вслух и сразу же пояснять значение незнакомых слов. Учить ребенка не молчать, а задавать вопросы, если что-то непонятно. Учить его пользоваться словарями и гуглом. Особенно это важно при чтении классических произведений, где используются устаревшие для нашего времени слова. Также хорошо работают мнемотехники.
— Учиться удерживать внимание.
Репетитор. Подготовка к школе
Даже если в тексте или речи нет непонятных слов, ребенку может быть трудно концентрироваться. Внимание начинает рассеиваться, и смысл ускользает. Что делать? Читать короткие рассказы или разбивать текст на короткие отрывки, которые легче усвоить. А еще обучать ребенка различным техникам, например, составлению аннотации на только что прочитанный текст.
— Читать в команде.
Репетитор. Подготовка к школе
Так можно превратить чтение в увлекательную игру» Например, в классе один ученик может задавать вопросы о прочитанном всеми вместе тексте, будь то художественное произведение или параграф учебника. Второй ученик отвечает на эти вопросы. Третий — отмечает самые важные моменты текста. Четвертый — предполагает, что будет в тексте дальше. А затем команда проверяет себя. Дома к игре можно привлечь членов семьи.
— Учиться анализировать текст.
Ребенок должен уметь выделить основную мысль, вкратце пересказать сюжет, описать структуру текста, сделать выводы из прочитанного. Этот навык приобретается не сразу, но главное — регулярные занятия.