Как правильно учиться с точки зрения науки о мозге?
Репетиторы в Махачкале
Непрерывное обучение — тренд последних десятилетий. В течение всей жизни нам нужно учиться, осваивать новые и прокачивать уже наработанные навыки. Как построить процесс обучения таким образом, чтобы учеба приносила удовольствие, а прохождение очередных онлайн-курсов давалось без принуждения? Мы попробовали найти ответы в исследованиях, посвященных человеческому мозгу и его способности усваивать новые знания.
Репетиторы в Махачкале
Что такое обучение?
Обучение в обыденном смысле — это процесс, в котором человек получает знания, умения, навыки для использования их в дальнейшей жизни. В широком смысле слова обучение — это получение знаний, совмещенное с социализацией, т.е. усвоением ролей и профессий, которые можно выполнять в обществе. Такой подход предлагает, например, энциклопедия Британика.
Многие педагоги и учителя учитывают современные открытия в нейробиологии и стараются строить процесс обучения при учете знаний о том, как работает наше мышление. Специалисты выделяют отдельное направление образовательная нейробиология — изучение того, как в учебе можно применять открытия науки о мозге.
Поиск ответа на вопрос «как правильно учиться» — часть большого тренда, который называется доказательное образование. Доказательное образование — это применение проверенных практик учебы в школах, университетах, онлайн-платформах дополнительного образования. Помимо нейробиологии доказательному образованию сегодня помогают науки о данных, психология, социология. Но в этой статье мы попытаемся понять, как происходит обучение с точки зрения знаний о мозге и мышлении.
Репетиторы в Махачкале
Как мы запоминаем новые знания?
Еще в 1930-е советский психолог Лев Выготский писал, что ребенок, усваивая новый навык, сталкивается с тремя типами проблем. Первые — это вещи, с которыми он может справиться самостоятельно. Например, если ребенок учится кататься на велосипеде, он может сам сесть на подходящий ему по росту велосипед или катить его вперед, держа за руль. Второй тип проблем — те, с которыми ребенок может справиться при помощи взрослых. Например, четырехлетний малыш может ехать на велосипеде при поддержке взрослого или с помощью специальных колесиков, потому что уже представляет, как выглядит и работает это средство передвижения. Самостоятельная езда на велосипеде — это третий тип проблем, с которыми ребенок не может справиться даже при помощи взрослых.
Выготский считал, что процесс обучение состоит в постепенном проведении ребенка от действий, которые он может выполнять с помощью взрослых, к операциям, которые он уже сможет выполнять самостоятельно. Именно поэтому мы учимся кататься на велосипеде вместе со старшими, а не садимся и едем сами (хотя бывает и такое). Тип операций, которые дети выполняют вместе со взрослым, Выготский назвал «зоной ближайшего развития».
Нейробиологи подтверждают эту концепцию, пишет Хагар Голдберг из Университета британской Колумбии. Дети не сразу усваивают новые знания, а с помощью взрослого наставника повторяют уже известные им вещи, учатся узнавать и запоминать то, как считать, писать и т.д. Обучение — это многократная активация уже существующих связей в мозге вместе с формированием новых путей (воспоминаний, ассоциаций). Или, говоря языком Выготского, постепенный переход от уже известного через «зону ближайшего развития» к неизвестному.
Записывайтесь к нам на пробное занятие, ждем Вас в нашем центре Школа на Дому!
Репетиторы в Махачкале